Наверх

10 способов, как система образования наказывает за ошибки

14 февраля 2014 -

 Почему-то в обществе распространилось мнение, что ошибки - это плохо и их нужно избегать. Но уже давно показано, что ошибки являются необходимым элементом обучения и, если их постоянно избегать, то сильно сужается простор для экспериментов и творчества. На ошибках учиться надо, а не избегать их. Эта статья расскажет о 10 способах, как система образования наказывает за ошибки и заставляет их избегать, а также, почему это неправильный подход

Фотография: 10 способов, как система образования наказывает за ошибки
http://www.ed-today.ru/poleznye-stati/201-10-sposobov-kak-sistema-obrazovaniya-nakazyvaet-za-oshibki 

1. Сегодняшняя образовательная система наказывает за ошибки и не поощряет риск

Школьное обучение получило свое развитие с приходом промышленной революции. Требование к нему предъявлялось одно – научить детей работать с максимальной эффективностью В те времена это обозначало - следовать четкому алгоритму, избегать ненужного творчества. В условиях фабричной работы, которая ждала большинство учеников, эти умения были оправданы. В условиях же современной экономики мы ждем от выпускников учебного заведения совсем противоположного – умения находить множество путей решения одной проблемы; то есть того, что принято сейчас называть дивергентным мышлением.


2. Сегодняшняя система оценок предлагает ученику избегать неудач и ошибок

Часто ошибки – это всего лишь отсутствие нужной подготовки или отсутствие понимания, что именно должно быть исправлено. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Каждая неудача – это получение ценного опыта.


3. На то, чтобы не ошибиться, уходит слишком много времени

То, что студент вызубрил учебник от корки до корки, еще не означает, что он сможет эти знания применить на практике. Пусть теоретические знания студента будут не так обширны – главное, чтобы он умел их применить в реальном мире. Если студенту нужно будет решить конкретную проблему – он вернется к старой теме и изучит ее более глубоко. В нашем мире уметь – важнее, чем знать.


4. Слишком много внимания – жесткому набору тем, слишком мало – конкретным навыкам

Если мы сконцентрируемся на овладении навыками, у учителя будет больше времени, чтобы преподать тему глубже, а у студентов – больше времени, чтобы достичь мастерства. Сейчас учитель смотрит на календарь и волнуется – сможет ли он «пройти» требуемый объем материала? Требования к объему пройденного очень жестки. Если они станут более гибкими, это, в конечном счете, принесет больше пользы.


5. Если успех не пришел сразу, мы решаем, что он не придет никогда

Вместо того, чтобы оттачивать свое мастерство, мы кладем все силы на то, чтобы избежать ошибок. Пятерку на экзамене ставят не тому, кто предложил несколько вариантов решения проблемы, а тому, кто дал точный ответ, не предусматривающий вариантов. Метод проб и ошибок – не для нас. Если студент делает ошибки – мы печально говорим «ага, он не знает тему», вместо того, чтобы вместе с ним проанализировать эти ошибки и обратить внимание, как именно студент применяет свои знания. Экзамены должны создавать информацию, а не проверять ее.


6. Мы сосредоточены на теоретических лекциях

Да, теоретические лекции дают глубокое представление о предмете. Но только решение практических задач и проблем позволяет учащемуся использовать метод проб и ошибок.


7. Преподаватели предпочитают задавать студентам задания попроще

Они не могут позволить студентам тратить время на ошибки при их выполнении. Слишком много ошибок, полагают они, запутают студента. В то время как ошибки – это исключительная возможность для обучения.


8. Обучение является инициативой учителя, а не учеников

Вот модель обучения, к которой мы привыкли: преподаватель читает лекцию, затем проводит практические занятия. Эта традиционная модель может быть изменена. Пусть преподаватель сперва ставит перед студентами проблему, затем студенты под его руководством ищут пути ее решения. Этот сценарий опять-таки предполагает включение метода проб и ошибок, который является отличной возможностью для роста.

 

9. Не дают возможности ошибиться

Сегодняшняя модель образования показывает ученикам, где и как именно они могут ошибиться, и старается исключить все ошибки учеников еще до того, как они начали что-то делать.

 

10. Учеников загоняют в рамки

Мы устанавливаем жесткие стандарты обучения, в которых нет места ошибкам и неудачам. И это есть главная ошибка и неудача сегодняшней системы образования.

Источник

Комментарии (1)
0 # 19 февраля 2014 в 22:51 0
Коллеги, в терминологии СССР я - "летун". Как только меня что-то серьёзно не устраивает в ОУ, начинаю искать новое место. Сейчас работаю в Калининградском Бизнес-колледже. Мне нравится, что тут кроме графы "оценка за работу на уроке" есть и следующая графа: РЕЙТИНГ. И оценки, и рейтинг помогают обучающемуся конкурировать со своими товарищами, а в конце учебного года - призы, аукцион. Если у меня на уроке ученик спорит, задаёт вопросы по теме, высказывает ошибочные для меня, взрослой тёти-учительницы версии, но тем самым демонстрирует стремление к знаниям - я ставлю не оценку, а рейтинг - от +5 до +30, за вклад в урок. Таким образом (спасибо нашему руководству) студенты не боятся сказать что-то "не то", задать вопрос преподавателю.
Бывают такие замечательные ошибки, за которую оценку не поставишь, но они позволяют поднять проблему и углубиться в изучение материала. Теперь я могу их оценить.

← Назад